Рациональные авторы составляют план работы. Кто-то использует метод снежинки, кто-то скачивает мучительные для понимания специализированные программы, пишут досье на каждого героя, описывают каждую локацию, а потом берут нить и нанизывают детальки как бусины. В итоге получают красивенькое то, что они планировали с самого начала.
Итог: почти полное совпадение замысла с исполнением.
Иррациональные авторы тоже иногда составляют план. Но он им нужен только для разгона, как и пара удачных образов, сцепленных между собой, а иногда даже и разрозненных. Иррациональный автор не ведет повествование, а идет на поводу у создаваемого мира. У таких авторов герои иногда поступают не по замыслу, сюжет увиливает влево, а рядом с изначальным замыслом и конь не валялся. Результат удивляет, прежде всего, самого писателя.
В каждом из подходов существуют свои плюсы и минусы. Но во втором минусов, несомненно больше: сюжет может начать провисать, детали по пути теряться, возникать незапланированные подтексты и т.д. Но первый требует более кропотливой и не творческой работы: собирание материалов, структурирования, рисования схем и прочего. В итоге работа первого автора лично мне больше напоминает написание научной работы, чем создание литературного текста.
В случае иррационального подхода к творчеству нужно больше времени уделять работе над текстом после завершения написания черновика. Тоже требуется аналитическое мышление, адекватное понимание, что из песни слова выкидывать можно и нужно, когда они не к месту.
В работе рационального автора на стадии правки делать практически нечего. Автор лишь вычитывает ляпы и сравнивает заранее подготовленный синопсис с итоговым текстом, вносит самую малость корректив, тем и ограничивается.
Долгое время я пыталась постичь рациональный способ работы над текстами. Планы я до сих пор пишу. Но как сказал один из моих преподавателей по литературному мастерству: "Хуже от них не будет. Вы просто оттолкнетесь, а дальше текст поведет вас сам. Останется только удивляться". Он же говорил, что, попадая в тупик, нужно вычеркивать без сожаления всё, что в него завело. Все преподаватели, с которыми я имела удовольствие общаться, учили нас убирать лишнее: слова, обороты, лишние пояснения, а иногда и целые сцены. Нас учили переписывать. Последнее я только начала постигать.
В общем, рациональность мне так и не далась.
Я примерно знаю, что хочу получить в итоге, размышляю над формой, нахожу (часто случайно) первую фразу, а дальше слово за слово выстраиваю текст. Каждый раз, когда я имела неосторожность не думать слишком подробно над будущим текстом, у меня выходило лучше, чем по предварительным наработкам. Когда я собираю материал для работы, то увязаю в нем, мне надоедает, и текст умирает в зачатке.
Еще одна ошибка, которую я совершила в попытках восстановить писательский навык во время творческого кризиса. Я решила, что
Сейчас у меня есть чисто иррациональная проблема в работе над романом: сюжет раскрутился сам, и главная героиня постепенно превратилась из участника событий в наблюдателя. Я пока еще не знаю, как извернуться, но в выходные обязательно придумаю. И вообще уже на первой трети я значительно отклонилась от составленной хронологии в сторону. Вот пофигу-то, а!