14:43 

Подходы к написанию

Фолиевая кислота
Путь к себе
Все по-разному относятся к плану работы над романом. Я для себя это определяю как рациональный и иррациональный подходы.

Рациональные авторы составляют план работы. Кто-то использует метод снежинки, кто-то скачивает мучительные для понимания специализированные программы, пишут досье на каждого героя, описывают каждую локацию, а потом берут нить и нанизывают детальки как бусины. В итоге получают красивенькое то, что они планировали с самого начала.
Итог: почти полное совпадение замысла с исполнением.

Иррациональные авторы тоже иногда составляют план. Но он им нужен только для разгона, как и пара удачных образов, сцепленных между собой, а иногда даже и разрозненных. Иррациональный автор не ведет повествование, а идет на поводу у создаваемого мира. У таких авторов герои иногда поступают не по замыслу, сюжет увиливает влево, а рядом с изначальным замыслом и конь не валялся. Результат удивляет, прежде всего, самого писателя.

В каждом из подходов существуют свои плюсы и минусы. Но во втором минусов, несомненно больше: сюжет может начать провисать, детали по пути теряться, возникать незапланированные подтексты и т.д. Но первый требует более кропотливой и не творческой работы: собирание материалов, структурирования, рисования схем и прочего. В итоге работа первого автора лично мне больше напоминает написание научной работы, чем создание литературного текста.
В случае иррационального подхода к творчеству нужно больше времени уделять работе над текстом после завершения написания черновика. Тоже требуется аналитическое мышление, адекватное понимание, что из песни слова выкидывать можно и нужно, когда они не к месту.

В работе рационального автора на стадии правки делать практически нечего. Автор лишь вычитывает ляпы и сравнивает заранее подготовленный синопсис с итоговым текстом, вносит самую малость корректив, тем и ограничивается.

Долгое время я пыталась постичь рациональный способ работы над текстами. Планы я до сих пор пишу. Но как сказал один из моих преподавателей по литературному мастерству: "Хуже от них не будет. Вы просто оттолкнетесь, а дальше текст поведет вас сам. Останется только удивляться". Он же говорил, что, попадая в тупик, нужно вычеркивать без сожаления всё, что в него завело. Все преподаватели, с которыми я имела удовольствие общаться, учили нас убирать лишнее: слова, обороты, лишние пояснения, а иногда и целые сцены. Нас учили переписывать. Последнее я только начала постигать.
В общем, рациональность мне так и не далась.

Я примерно знаю, что хочу получить в итоге, размышляю над формой, нахожу (часто случайно) первую фразу, а дальше слово за слово выстраиваю текст. Каждый раз, когда я имела неосторожность не думать слишком подробно над будущим текстом, у меня выходило лучше, чем по предварительным наработкам. Когда я собираю материал для работы, то увязаю в нем, мне надоедает, и текст умирает в зачатке.

Еще одна ошибка, которую я совершила в попытках восстановить писательский навык во время творческого кризиса. Я решила, что еда в чужой тарелке вкуснее я неправильно работаю с текстом.
Сейчас у меня есть чисто иррациональная проблема в работе над романом: сюжет раскрутился сам, и главная героиня постепенно превратилась из участника событий в наблюдателя. Я пока еще не знаю, как извернуться, но в выходные обязательно придумаю. И вообще уже на первой трети я значительно отклонилась от составленной хронологии в сторону. Вот пофигу-то, а!

@темы: Выводы

URL
Комментарии
2015-03-10 в 15:40 

Шано
В каждом из подходов существуют свои плюсы и минусы. не совпадает с моими ощущениями как иррационального автора. Материалы собираются и структурирование проводится - в уме. Без ясной структуры романа нет смысла садиться писать, даже если вы не составляете планов на бумаге. слова из песни тоже лучше выкидывать, пока они еще не спеты. Это последнее, конечно, постигается упражнением, но в конце концов уже перед тем, как начинаешь нашлепывать текст на клавиатуре, выкидываешь все лишнее. В результате текст после окончания работы нуждается в минимальной стилистической правке. нет, бывает, конечно, когда на заключительном редактировании отловишь логический ляп, и тогда надо переписывать несколько абзацев, но в основном окончательная редактура сводится к замене нескольких слов на более верные по значению

2015-03-10 в 17:07 

Фолиевая кислота
Путь к себе
Шано, я обладаю одной весьма неудобной особенностью: лучше всего формулирую мысли с помощью записывания оных. Это, скорее всего, из-за укоренившейся лет пятнадцать назад привычки вести дневники (и писать в них по любому поводу). То есть пока мысль не записана, она не существует. Таким образом, в работе с идеей я слово за словом вытягиваю в материальный мир сначала разрозненные картинки, а затем складываю из них мозаику. Бывает так, что детальки встают неверно, или их количество не соответствует заявленному плану. Но меня не ломает необходимость повертеть в мыслях ситуацию, поискать ее решение, что-то выкинуть из уже написанного, что-то добавить или заменить.

В конце концов, главное - результат.

URL
2015-03-10 в 19:16 

Шано
Фолиевая кислота, У меня наоборот, если мысль записана, то она перестала существовать. Это очень удобно, освобождает голову для новых замыслов))
Но главное - результат, конечно.

2015-03-12 в 11:08 

Девушка-счастье
Абсолютные реалисты меня всегда настораживали. Они либо планируют править миром, либо уже им правят. Жуткие типы. (с) Дэя
Фолиевая кислота, я - иррациональный автор, но стремлюсь приучить себя к составлению планов. Записать на бумаге, потому как в голове столько мыслей и идей, что они видоизменяются и ускользают. Без плана столкнулась с тем, что пришлось переписать половину романа, а это, увы, время и силы. Черновики и так требуют много работы. Но если не "отпускать" героев, то текст может потерять свою художественность.

2015-03-12 в 14:29 

Фолиевая кислота
Путь к себе
Девушка-счастье, и каковы успехи у Вас?
Мне план помогает, разве что, не заблудиться в мире и не потерять основную нить развития событий. И еще помогает записывать размышления по поводу событий.

"пришлось переписать половину романа", - знакомая история. Я переписываю весь. :gigi:

URL
2015-03-12 в 18:37 

Девушка-счастье
Абсолютные реалисты меня всегда настораживали. Они либо планируют править миром, либо уже им правят. Жуткие типы. (с) Дэя
Фолиевая кислота, вот сейчас стараюсь написать план для новой книги, но сложно избежать деталей. В отношениях героев планировать что-то сложно, даже если они созданы друг для друга. Так что надеюсь хоть с сюжетом получится.
Я переписываю весь.
Вы героиня! :red: Я полностью забросила одну идею, поняла, что запала не хватит все перекроить.

2015-03-13 в 10:55 

Фолиевая кислота
Путь к себе
"вот сейчас стараюсь написать план для новой книги, но сложно избежать деталей", - кстати, годная мысль. В составлении плана не вдаваться в подробности, оставляя героям право выбора действий. Все переменные должны оставаться такими до самого процесса написания. Следующую работу попробую так придумать. Интересно, что из этого выйдет...

"Я полностью забросила одну идею, поняла, что запала не хватит все перекроить", - значит, она не настолько была важна. Мне мой роман уж очень уперся, так что буду бодаться до последнего. Должна же я его одолеть. о_О

URL
2015-03-13 в 19:06 

Девушка-счастье
Абсолютные реалисты меня всегда настораживали. Они либо планируют править миром, либо уже им правят. Жуткие типы. (с) Дэя
Фолиевая кислота, значит, она не настолько была важна возможно. Просто захватила другая идея.
Мне мой роман уж очень уперся, так что буду бодаться до последнего. Должна же я его одолеть.
Это правильно. От всей души желаю вдохновения и терпения! :friend2:

2015-03-18 в 11:24 

Фолиевая кислота
Путь к себе
"Просто захватила другая идея", - Девушка-счастье, знакомая история))
Спасибо за пожелание. ^__^

URL
   

Путь к себе

главная